|"иван кулибин"|О НАС ГОВОРЯТ

На этой странице собраны материалы о теплоходе, опубликованные в средствах массовой информации.

Автор сайта не несет ответственность за достоверность и правдивость информации, а также за правильность орфографии нижеизложенного.

 

ПАВОДОК 1979 ГОДА

Записки Александра Ивановича Шашина (год 2003, часть 1)
http://library.riverships.ru/Books/Shashin/2003-1.htm

Одним из самых больших паводков за последние 25 леты был паводок 1979 года. Особенно пострадал Макарьев. Ниже Макарьева случился затор льда, забившего русло до самого дна. Подъем воды был резким и неожиданным. Среди ночи вода стала затапливать дома до самой крыши, люди спасались на чердаках и деревьях, бросив все имущество и скот на произвол судьбы. Все аварийно-спасательные суда в округе были стянуты к монастырю (типа «БОР», «Озерный» в количестве 6-7 единиц). Вечером 28 апреля на «Путешественник Потанин» были собраны все ялики с судов 305 проекта, аварийная бригада из числа штурманов под командой капитана Фридлиба Германа Владимировича. На буксире они были доставлены в Макарьев и приступили к спасению людей с деревьев и домов, свозя их на стены монастыря.

Продолжавшая подниматься вода оборвала огромное ледяное поле и понесла его на стены монастыря, грозя снести их вместе с людьми, но стены выстояли. Был эвакуирован также родильный дом вместе с новорожденными. В спасении принимали участие и военные на вертолетах, свозя людей на возвышенные участки суши за селом. Скот плыл сам и, не выдержав холода и выбившись из сил, массами погибал.

В 1.00 ночи 29 апреля по тревоги были подняты палубные команды теплоходов «Андрей Жданов» и «И.С. Тургенев». Прибыв около 3.00 на «Андрей Жданов» обнаружили, что все отопление работает вовсю, на судне жара. Вся машинная команда во главе с главным механиком Поселенновым А.Д. работала в авральном режиме с вечера и сумела дать отопление, подготовить двигатели и системы к участию в спасательных работах. На судне ночевали капитан Кузякин В.П. и капитан-наставник Шестов В.Я. В 7.00 отдали швартовы, выбрали якоря и пошли на выход из затона. Обстановки не было еще выставлено, видимость 0, шли с помощью локатора, проверяясь по эхолоту. Капитан-наставник Шестов В.Я. стоял у экрана РЛС, капитан Кузякин В.П. у ДАУ, первый штурман с биноклем на мостике. Продолжавшая прибывать вода затопила все мели, острова и яры. До Бахмута шли, ориентируясь высоким правым берегом, а после Бахмутского рынка все было затоплено от Лыскова до дальнего левобережного керженского берега – более 10 километров, вдобавок нулевая видимость. Шли прямо над Юркинским островом, видели вблизи лишь верхушки сосен, растущих на нем. Стал попадаться лед большими полями, идти стало трудно, но руководивший спасательными работами в Макарьеве Михаил Сергеевич Сизов – начальник Горьковского порта по рации умолял идти вперед, иначе снесет стены монастыря напиравшим людом вместе с людьми.

Прибывшая к стенам вода позволила аварийно-спасательным судам подойти к ним с тыла вплотную и начать эвакуацию людей на суда. Лодки капитана Фридлиба Г.В. продолжали свозить людей на монастырские стены. Крепких местных мужчин обязали участвовать в спасении других пострадавших, они лучше знали местные условия.

Наконец в 9.00 теплоход «Андрей Жданов» прибыл к монастырю и встал на якоря в коренном русле Волги. На судно стали буксирами свозить пострадавших со стен монастыря. Матросы и проводницы принимали их на борт и разводили по каютам. Многие были полуодеты, ничего не успели захватить с собой. С ними делились всем. Было приказано раздавать любой инвентарь – одеяла, простыни, новую спецовку, зимнюю одежду – все было обещано списать. Команда отдавала съестные припасы и свою одежду. Особенно заботились о новорожденных – им отдавали лучшее. Скоро кают стало не хватать и людей стали размещать в салонах и коридорах. Поступил приказ переписать всех спасенных со всеми их анкетными данными. Второй штурман Васильев И.Ф. и третий штурман Мухин Ю.А. приступили к переписи. К обеду подошел теплоход «И.С. Тургенев» (капитан Баринов А.В.) и ошвартовался к борту «Андрея Жданова». Привезли питание и молоко для детей. На нем работала команда поваров, и они уже приготовили обед. Сначала накормили пострадавших, потом команды и спасателей Фридлиба Г.В.

В Макарьеве прочесывали каждый дом, чердак, сарай в поисках людей. Было решено стоять до утра.

Перед сдачей вахты за 15 минут до 24.00 прорвало ледовую запруду, течение сильно увеличилось, а уровень стал падать. Ледовое поле нажало на учаленные бортами суда и понесло их парой на монастырь. Срочно дали команду рубить швартовы, а на бак выскочил боцман Марахтанов Л.М. в одних трусах, прямо из постели (температура была ниже нуля) и стал выбирать якоря. Льдина лопнула и вошла клином между судами. Работавшие на судах полным ходом «вперед» машины при отданных якорях не осиливали течения. Одним краем льдины «Андрея Жданова» отбросило к правому берегу на Юркинский Яр, а «И.С. Тургенева» положило на песчаный осередок в устье реки Керженец и он стал заваливаться на борт. Срочно подошедшие буксиряки стали тащить его на стрежень, в это время лед снова забил русло реки, вода стала прибывать и судно спасли. А «Андрей Жданов», прибившись к яру, выбрал оба якоря и ушел своим ходом на стрежень. Было решено еще выше монастыря, где нет ледовых полей, снова стать на якоря, но уже порознь.

Утренний осмотр села не обнаружил людей в домах, но почти все местные мужики, спасательная команда Фридлиба Г.В. и половина буксиряков остались на месте, а двум спасательным судам, «Андрею Жданову» и «И.С. Тургеневу» было приказано следовать в Работки, где уже ждали автобусы.

Буксиряки разработали лед у недостроенной стенки причала в Работках, ошвартовались к нему, а к ним подошел «Андрей Жданов». Всех спасенных передавали с судна на берег из рук в руки, из стенки во все стороны торчала арматура, взъерошенная льдом, представляя собой Хиросиму после бомбежки. Всего было высажено около 270 женщин и детей, среди них всего 3 или 4 старика, остальные мужчины остались у своих домов.

Люди лишились всего имущества, льдом срезало крыши домов, сараи и другие постройки. Погиб весь скот, смыло огороды. Мужики оставались у домов до спада воды, ночевали на монастырских стенах и чердаках, питались чем попало.

Из экипажа помню: капитан-наставник Шестов В.Я., капитан Кузякин В.П., первый штурман Шашин А.И., второй штурман Васильев И.Ф., третий штурман Мухин Ю.А., боцман Марахтанов Л.М., механик, Поселеннов А.Д., первый пом. механика Липагин Ю.А., второй пом. механика Гончаров В.Е., третий пом. механика Медведев (сын Н.Н. или отец Н.Г.), электромеханик Зайцев Н.И., старшая проводница Кожанова А.П., проводники Марахтанова Ю.В., Трусова Л.В., Курюкина А., Медведева Е.М.

Все розданное имущество и инвентарь списали, как и обещали. Экипаж был награжден грамотой обласного правительства «За мужество и героизм, проявленные при спасении жителей села Макарьева».