Александр Соснин: Теплоход "Память Маркина" (ранее
- "Багратион") - один из теплоходов
коломенской серии. Построен в 1912 году.
Практически всю жизнь работал на линии
Горький - Астрахань. Последняя навигация -
1991 год. Затем теплоход был продан частному
лицу в Украине. С 1992 до 1994 год стоял в
Феодосии в качестве ресторана. В 1994 году
отбуксирован с Судак и находится там до
настоящего времени.
Что мы обнаружили. Корпус теплохода сильно
деформирован и вряд ли подлежит
восстановлению. Кроме всего прочего в
кормовую часть залит бетон, корма провисла.
Нижняя часть бака сгнила, очевидно, под
воздействием активной морской среды.
Надстройка на первый взгляд не менялась,
но на самом деле то, что видно на
фотографиях, построено в 1990-е годы. Та
надстройка, которая была у теплохода "при
жизни", спрятана под новой. Фактически
построены новые стены и за счет этого
объем внутренних помещений увеличился, а
ширина открытых палуб уменьшилась.
Перегородки во внутренних помещениях в
основном сохранились, ценная отделка в
основном снята, линкруст остался. Полок,
умывальников, шкафов и т. п. почти нигде нет.
В одном из салонов (носовая часть второй
палубы) в 90-е годы оборудован бар с
сохранением элементов старой отделки. В
нем стоит дореволюционное пианино.
Кормовой салон также неплохо сохранился. В
обоих салонах сделаны подвесные потолки.
В рубке сохранилось некоторое
оборудование. На крыльях мостика стоят
вполне целые телеграфы.
Теплоход планируется после ремонта и
переоборудования внутренних помещений
использовать как базу отдыха.
Когда смогу (может, на следующей неделе),
опубликую фотографии внутренних
помещений теплохода, в каком виде они есть
сейчас.
Мы добирались через Судак пешком.
Судак - ближайший к этому месту центр
цивилизации (7 км). Можно взять машину
примерно за 15-20 гривен (90-120 рублей) в один
конец. Мы шли пешком, потому что было
интересно дойти именно пешком. Правда,
путь был весьма трудным, потому что
пришлось перевалить через гору, а потом
долго идти вдоль берега.
Сейчас на теплоходе никто не живет. База
отдыха там только планируется.
Пароход "Радищев" (737 проект)
был построен в Киеве на заводе "Ленинская
Кузница" в 1953 году. Работал он на
пассажирской линии Киев – Херсон. В конце
70-х годов, когда линию закрыли, пароход
стал базой отдыха, и оставался ей до
недавнего времени. Сейчас пароход стоит в
отдаленном районе Киева, и по нему
производится процедура оформления
продажи. Новый хозяин по некоторым данным
после ремонта планирует использовать
пароход как базу отдыха.
Пароход стоит на отмели, трюмы затоплены.
Помещения на главной и второй палубах
сохранились, однако частично разграблены.
В большинстве кают имеются койки и
умывальники. Гребные колеса сняты перед
постановкой парохода на отмель. Машина
разукомплектована. Навигационное
оборудование не сохранилось.
Посетив пароход, можно получить вполне
внятное представление о 737 проекте (это
для тех, кому не хочется ехать на Лену, где
сохранились два действующих экземпляра).
Пароход "Всеволод Вишневский" (737
проект) был построен в Венгрии в 1953 году и
первоначально работал в Камском
пароходстве. В 1960-е годы его перевели на
Днепр, где он работал на линии Киев –
Херсон до конца 70-х годов. С тех пор
пароход используется в качестве базы
отдыха. Его нынешнее название – "Волна".
Пароход стоит на земле на охраняемой
территории. Внутрь попасть не удалось,
однако судя по тому, что на нем живут люди,
внутренние помещения судна сохранились.
Внешне пароход цел, хотя и выглядит
весьма убито.
Дизель-электроход "Т.Г. Шевченко" (785
проект, сначала он назывался "Ленин")
был построен в Чехословакии в 1958 году.
Первое время он работал на туристических
линиях на нижнем Днепре, а когда стали
позволять глубины, то и на участке до
Киева. В 1986 году был направлен под
Чернобыль в качестве общежития для
ликвидаторов. После окончания работы в
Чернобыле обратно в строй не вводился, а
был отбуксирован в район киевского
гидропарка и брошен. В конце 90-х годов
дизель-электроход опрокинулся и частично
затонул. В настоящее время большая часть
корпуса и надстройки уже разрезана.
Хотелось бы сказать большое спасибо
киевскому коллекционеру Олегу
Сергеевичу Столбецкому за экскурсию по
местам нахождения этих судов и за
интересные материалы о днепровском флоте.
Закрыть окно |